Хиджры

Хиджра Культура

Кто такие хиджры

Хиджры (или хидждры) – это трансгендеры, евнухи, интерсексуальные люди и транссексуалы в Индии, Пакистане и Бангладеш.

Они образуют отдельную социокультурную группу и зачастую живут в общинах под руководством «гуру». Существует и термин «Третий пол» (Third Gender), который также часто используется для описания хиджр.

В сообществе хиджр принято проходить ритуал кастрации (нirwaan), который убирает внешние половые признаки.

Этот ритуал, который можно рассматривать как способ перехода из мужского тела, включает в себя удаление пениса и, иногда, яичек, часто без какой-либо медицинской помощи или анестезии. Ритуал часто сопровождается религиозными обрядами и принятием нового, «женского» имени.

Процедуру кастрации, как правило, осуществляют старшие члены сообщества хиджр или даже специальные люди, называемые «даи ма» (что можно перевести как акушерка), которые иногда сами являются хиджрами.

Что касается причин, почему люди становятся хиджрами, то они разнообразны. Некоторые рождаются интерсексуальными людьми, другие делают выбор стать хиджрой позднее.

Причины, по которым кто-то может принять решение присоединиться к сообществу хиджр, сложны и многообразны. Это может быть связано с персональным ощущением своего гендера, духовными верованиями, нуждой или даже социальным давлением.

Пара хиджр из Калькуты
Пара хиджр из Калькуты

Исторический контекст

Сообщество хиджр в Индии богато историей и культурой, охватывающей тысячелетия. В древние времена, они были уважаемыми и ценимыми членами общества, играя ключевые роли на королевских дворах, как, например, было в период Могольской империи, где хиджры занимали высокие посты – евнухи хранители, танцоры, музыканты, дипломаты и посредники в династических спорах.

Ни один праздник или ритуал при королевских дворах не проходил без хиджр.

С приходом колониального правления и принятием британских законов и ценностей, положение хиджр стало ухудшаться. Законодательство 1897 года, известное как «Акт о предотвращении хулиганства хиджр», лишило их статуса и уважения, которыми они пользовались ранее. Сделало их маргиналами.

Хиджры в Британской Индии
Хиджры в Британской Индии

Основания для введения этого закона были связаны с тем, что некоторые хиджры занимались попрошайничеством и посыланием проклятий, в случаях, когда получали отказ.

С тех пор сообщество хиджр сталкивается с рядом проблем, связанных с дискриминацией, стигматизацией и социальной изоляцией.

Что гласит легенда?

Существует множество легенд и преданий о происхождении хиджр в Индии. Одна из самых известных легенд связана с Арунавой, персонажем из индийской мифологии.

Согласно этой легенде Арунава был прекрасным воином, который по ошибке был проклят и превращен в хиджру. Проклятие лишило его мужской силы и вместе с тем наделило благословением богов, которые пожалели его. Арунава, теперь обладая способностью благословлять и проклинать, стал почитаемым и уважаемым существом.

Многие хиджры до сих пор рассматривают себя потомками Арунавы и верят, что обладают подобной способностью благословлять или проклинать людей, что видно, например, в ритуалах благословения новорождённых.

Также в индуистской традиции присутствует бог Бахуцхара Мата, который часто почитается хиджрами и который также связан с трансгендерностью и третьим полом в индийской культуре.

Несмотря на различные мифы и предания, реальность жизни хиджр в современной Индии значительно отличается от мифологических повествований и романтизированных изображений, часто сталкиваясь с предвзятостью, дискриминацией и социальной изоляцией. В связи с этим, важность осознанного и обоснованного изучения темы хиджр выходит на передний план, давая голос реальным людям и их опыту.

Хиджры в Дели
Хиджры в Дели

Сообщества хиджр, повседневная жизнь и семейные связи

Хиджры в Индии и Пакистане часто живут в специфических общинах, называемых «джамаат».

Эти общины обычно состоят из групп хиджр, которые живут вместе и создают своеобразное сообщество, в котором они поддерживают друг друга социально и экономически.

Жизнь в общине хиджр обычно организована вокруг «гуру» или старшей хиджры, которая действует как лидер и защитник для «чела» или младших членов.

В общине «гуру» предоставляет защиту и поддержку, а взамен «чела» делится с ней своими заработками и следует её руководствам.

В рамках этих общин хиджры разделяют как свои радости, так и свои трудности. Они вместе участвуют в различных ритуалах, праздниках и траурных церемониях. Для многих хиджр община становится новой семьей, особенно для тех, кто был отвергнут своими родными семьями из-за своей идентичности.

Размер общины хиджр, или «джамаат», может варьироваться. В некоторых маленьких общинах может быть всего несколько человек, в то время как в крупных городских общинах число хиджр может достигать нескольких десятков или даже сотен.

Эти общины могут функционировать как поддерживающие сети, обеспечивая социальную, эмоциональную и экономическую поддержку своим членам. Размер и структура джамаатов могут значительно различаться в зависимости от региона, уровня благосостояния хиджр и других факторов.

Сообщество может жить в одном большом доме или даже распределяться по нескольким домам в одном районе.

Сильные социальные связи и иерархия внутри джамаат обычно способствуют поддержанию порядка и организации внутри сообщества.

Дома у Хиджры
Дома у хиджры

Однако также существует множество хиджр, которые живут вне этих традиционных общин. Некоторые из них могут жить самостоятельно или с партнерами, друзьями и т. д.

Особенно в городских областях и среди образованных слоев населения жизнь хиджр может быть более разнообразной, и они могут иметь больший выбор в отношении своего образа жизни и профессий.

Хиджры в современной Индии

В современной Индии хиджры продолжают бороться за свои права и уважение. Случаи нападений, дискриминации и других форм насилия против них не редкость, и они часто вынуждены жить на периферии общества, занимаясь такими видами деятельности, как попрошайничество или проституция, чтобы выжить.

Каста трансгендеров в Индии
Каста трансгендеров в современной Индии

В 2014 году Верховный суд Индии признал хиджр третьим полом, что стало важным шагом на пути признания их прав. Это решение подчеркнуло необходимость предоставления равных возможностей в образовании, занятости и здравоохранении для хиджр.

Хиджры активно участвуют в общественной и политической жизни страны, стараясь изменить отношение общества к себе и повысить свой социальный статус. Хотя их путь чрезвычайно тернист, они продолжают бороться за признание и уважение, используя свои уникальные традиции и культурное наследие. Их борьба за права и социальное признание остается открытым и активным полем для обсуждения и действий в индийском обществе.

Известные личности

Хотя большинство хиджр в Индии сталкиваются с социальной маргинализацией и часто ограничиваются в экономическом плане, существуют исключения. Некоторые хиджры могли создать для себя успешные карьеры и обрести финансовую стабильность и даже изобилие в различных областях: развлечения, политики, искусства и социальной работы.

Например:

  • Шабнам Мауси была первой трансгендерной личностью, избранной в публичный орган в Индии, и служила в Мадхья-Прадеше.
  • Лакшми Нараян Трипати – известная активистка и танцовщица, которая добилась значительного успеха и признания в обществе.
  • Маниби Бандопадхайай стала первой трансгендерной деканом колледжа в Индии.
Лакшми Нараян Трипати
Лакшми Нараян Трипати активистка и танцовщица

Хиджры в индийском кино

Хиджры внесли значимый вклад в индийский кинематограф, привнося в него уникальные персонажи и сюжеты. Например, актриса и активистка Лакшми Нараян Трипати стала известной благодаря своим ролям и участию в различных телешоу и фильмах, а также благодаря своей активности в области прав человека и сообщества хиджр.

Газал Дхаливал
Сценарист Газал Дхаливал

Ещё один пример включает фильм «Шаб» (2017) режиссёра Онира, который ставит в центре внимания жизнь хиджр в Индии, представляя их как полноценных, многогранных персонажей, а не просто стереотипные или комические образы. Он также акцентирует внимание на трудностях и дискриминации, с которыми сталкиваются хиджры, и дает возможность слушать их собственные истории и опыт. Такие проекты помогают увеличивать осведомленность и содействуют изменению отношения общества к хиджрам, поднимая важные вопросы и способствуя развитию диалога о гендере, сексуальности и равенстве.

 

Несколько известных хиджр в индийской киноиндустрии:

  • Лакшми Нараян Трипати — известная активистка и актриса, участвовавшая в различных телевизионных шоу и фильмах. Лакшми сыграла важную роль в привлечении внимания к вопросам, касающимся трансгендерного сообщества в Индии.
  • Бобби Дарлинг (Пакхи Шарма) — одна из первых трансгендерных актрис, которая сделала успешную карьеру в Болливуде, сыграв в ряде популярных фильмов.
  • Газал Дхаливал — трансгендерная женщина, которая работала сценаристкой в нескольких известных индийских фильмах, включая «Lipstick Under My Burkha».

Эти персоны сделали значительный вклад в индийскую киноиндустрию и продолжают вдохновлять многих своим трудом и достижениями. Они сломали стереотипы и барьеры, став успешными в отрасли, где гендерные и социальные предвзятости все еще существуют.

В заключении

Путешествуя по Индии, туристы могут столкнуться с уникальной культурной группой — хиджрами. Важно подходить к взаимодействию с представителями этой общины с глубоким уважением и пониманием их культурных и социальных особенностей. При общении следует проявлять такт и избегать чрезмерного любопытства, уважая личные границы и чувства людей, особенно когда речь идет о фотографировании или участии в местных событиях и праздниках.

 Проявляйте уважение к местным традициям и нормам.

Оцените статью
Путеводитель по Индии
Добавить комментарий