Касты в Индии

Сикх Культура

Взгляд в прошлое – касты в древней Индии

Разделение индийского общества на касты произошло очень давно и имеет корни в древности. Точное время возникновения кастовой системы трудно определить.

Первые упоминания о кастовой системе в Индии можно найти в древних индийских текстах, которые датируются примерно 1500-1000 годами до н. э.

Например, в Ригведе, одной из самых древних записей, упоминающих элементы кастовой системы, является «Пуруша Сукта» (Химн Пуруши). Этот химн содержит идею разделения первобытного человека, Пуруши, на четыре части, которые стали прообразом варн (каст). Брахманы (священнослужители) появились из головы Пуруши, Кшатрии (воины) – из его рук, Вайшьи (торговцы и ремесленники) – из бедер, а Шудры (рабочие) – из ног.

Существуют различные теории относительно происхождения и развития кастовой системы в Индии. Некоторые исследователи полагают, что начало кастовой системы связано с приходом арий в Индию и сочетанием их социокультурных практик с уже существующими практиками коренных жителей субконтинента. Согласно этой теории, арийская модель общественной организации, описанная в священных текстах «Ригведа», была адаптирована и модифицирована для оправдания и закрепления социального порядка.

Торговцы на индийском рынке, типичные представители касты Вайшьи

 

Касты и подкасты, сколько их

Исходно касты были связаны с профессиями и должностями людей в обществе. Вот основные 4 касты (варны), составляющие эту систему:

  • Брахманы — считаются самой высокой кастой. Традиционно они занимаются духовными практиками, образованием и наставничеством;
  • Кшатрии — воины и правители. Их основной долг — защита страны и соблюдение правопорядка;
  • Вайшьи — купцы и землевладельцы. Они занимаются торговлей, земледелием и прочими видами предпринимательства;
  • Шудры – слуги и рабочие. Традиционно они выполняют работу, связанную с физическим трудом.

Таблица Касты в Индии

Касты в Индии таблица
Касты в Индии таблица

С течением времени эта система стала более сложной и детализированной, приводя к образованию множества подкаст – джати.

Число джати (подкаст) в Индии весьма значительное и насчитывает больше двух тысяч.  Эти джати часто ассоциируются с конкретными профессиями, регионами и социально-экономическим статусом. На практике каждая джати может иметь свои собственные правила, обычаи, ритуалы и отношения с другими подкастами, что делает систему каст в Индии чрезвычайно сложной и многообразной.

Напомним, что система джати часто взаимосвязана с системой варн, но они не являются идентичными: варны являются более общими и широкими категориями, в то время как джати представляют собой более конкретные и локализованные социальные группы. Например, в одной варне может существовать множество различных джати.

Брахманы
Брахманы

Особенностью системы джати является то, что она может быть гибкой и изменяться с течением времени, принимая новые формы и адаптируясь к социально-экономическим изменениям в обществе. Существуют примеры как появления новых джати, так и исчезновения или изменения статуса существующих.

На примере варны Вайшьи, которая традиционно ассоциируется с торговлей и земледелием разберем как может выглядеть система подкаст

Таблица Джати варны Вайшьи

Таблица Джати варны Вайшьи
Таблица Джати варны Вайшьи

Важно понимать, что это упрощенное представление, реальная ситуация гораздо сложнее и многообразнее.

Далиты – каста неприкасаемых

Далиты
Далиты

Существует еще одна группа, известная как «неприкасаемые» или Далиты, которые традиционно находятся за пределами четырех варн и часто подвергаются различным формам дискриминации и социального исключения.

Эта социальна группа занимает значительную часть населения Индии, по некоторым оценкам, около 16-17%. Люди, относящиеся к этой группе, традиционно заняты работами, считающимися «нечистыми» или «уничижительными», такими как уборка улиц или вынос мусора.

Далиты активно борются за свои права и социальное равенство, и существует ряд политических партий и движений, которые представляют интересы далитов.

 

Касты в современной Индии

В современной Индии, несмотря на экономический рост и урбанизацию, старинные кастовые предубеждения всё ещё проглядывают в общественной жизни и политике. Примером может служить продолжающаяся практика аранжированных браков, где вопросы кастовой принадлежности часто становятся ключевыми. В ряде штатов, например, в Уттар-Прадеш, местная политика и выдвижение кандидатов на выборах часто основаны на кастовой и религиозной идентичности.

С другой стороны, Индия делает значительные усилия для устранения неравенства и дискриминации.

Например, в 1950 г. был принят закон, запрещающий дискриминацию по кастовому признаку, а в 1989 г. был принят закон   о предотвращении жестокости к далитам.

Индия внедрила систему квот для представителей низших каст, чтобы обеспечить им представительство в образовании, государственной службе и законодательных органах.

Конституция Индии в основном защищает права всех каст и предписывает равенство перед законом. Статьи 15 и 16, например, запрещают дискриминацию по признаку касты и расы.

Протесты движения Шудр
Протесты движения Шудр

Растет движение за права далитов, которон получает все большее распространение и поддержку среди общественности и культурной элиты страны. Истории успеха отдельных представителей далитов и других низших каст, таких как К.Р. Нараянан, бывший президент Индии, или Др. Б.Р. Амбедкар, архитектор Конституции Индии, вдохновляют многих и служат примером возможности изменить социокультурные устои и пересечь кастовые барьеры.

Заключение

И так, мы разобрались, что кастовая система Индии уходит корнями в глубокую древность и состоит из 4 основных варн – Брахманов, Кшатрии, Вайшьи и Шудры. Варны, в свою очередь подразделяются на множество подкаст – джати, которых насчитывается более двух тысяч.

Состав и количество джати в варне зависит от региона. Мы узнали, что есть еще одна социальная группа, которая не относится ни к одной из варн – это каста неприкасаемых, в Индии их называют Далитами. Люди из этой социальной группы подвергаются дискриминации.

Мы также узнали, что в современной Индии были приняты ряд законов, направленных на борьбу с дискриминацией по кастовому признаку. Государство старается устранять социальные барьеры путем различных программ в области образования и здравоохранения, делая их более доступными для беднейших слоев населения.

Освещение проблем с дискриминацией и бедностью, обсуждение их, поиск путей решения в рамках всего общества способствуют постепенному изменению отношения к проблеме, формированию новых взглядов, менталитета и новых социокультурных норм и стандартов.

Дорогие друзья и любители путешествий!
С радостью приветствую вас на сайте Dellitur.ru
Меня зовут Герман Шувалов, я писатель и автор статей о путешествиях, а также преподаватель филологии в Санкт-Петербургском Государственном Университете.
Приглашаю Вас посетить увлекательный мир открытий, приключений и культурных откровений. В своих статьях я стараюсь внимательно, со скрупулёзностью ученого дать углубленный взгляд на историю, традиции, культуру удивительной страны Индии.
Буду рад вашим комментариям и вопросам.
Добро пожаловать в увлекательный мир путешествий!
С любовью к приключениям, Герман Шувалов

Оцените автора
Путеводитель по Индии
Добавить комментарий

Top.Mail.Ru